Мировая история лизинга

Слово лизинг является русской транскрипцией английского термина «lease», переводимого на русский язык как «аренда». В начале девяностых годов в нашей стране начали использоваться финансовые институты, ранее не известные ни нашей экономике, ни праву. Одним из них является финансовая аренда. Желание выделить новый вид аренды привело к возникновению термина «лизинг». Некоторые авторы не соглашаются с такой терминологией и предлагают использовать термин «финансовый лизинг», однако в нашем законодательстве последнее понятие имеет специальное значение, а исследуемый вид отношений именуется финансовая аренда (лизинг).

Лизинг – это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное владение и пользование за определённую плату. Классический лизинг предусматривает участие в нём трёх сторон: лизингодателя, лизингополучателя, продавца (поставщика) имущества. Потенциальный лизингополучатель, у которого нет свободных финансовых средств, обращается в лизинговую компанию с предложением о заключении лизинговой сделки.

Согласно этой сделке лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает это имущество и передаёт его лизингополучателю во временное владение и пользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании договора имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя. В случае реализации дорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается, как правило, за счёт привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний).

По своей экономической природе лизинг схож с кредитными отношениями и инвестициями. Три принципа кредитования: срочность, возвратность и платность – также применимы и к лизинговым отношениям. Конечный итог движения денежных средств при лизинге аналогичен кредиту: возврат кредитору основного долга и платежи по процентам. Отличие состоит в том, что предметом кредита являются денежные средства либо вещи, определённые родовыми признаками (товарный кредит), а в лизинг даются чаще всего индивидуально-определённые вещи (в законе установлено только то, что предметом лизинга могут быть непотребляемые вещи, то есть вещи, определённые родовыми признаками в принципе могут передаваться в лизинг).

«Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество…, вкладываемое в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Поэтому представляется вполне обоснованным считать лизинг одним из способов инвестирования.

Федеральный закон «О лизинге» при определении понятия лизинга указывает на то, что лизингом является «инвестиционная деятельность по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определённую плату, на определённый срок и на определённых условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем».

Необходимо, однако, дополнить это определение, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом, имущество должно приобретаться лизингодателем в собственность и передаваться во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Лизинг в целом является в первую очередь экономическим отношением, финансовым инвестиционным институтом, регулируемым правом. Для экономиста лизинг означает способ финансирования, инвестирование средств, как правило, в основные фонды предприятия. Для целей государственного регулирования лизинг вполне может рассматривать как вид предпринимательской деятельности.

Представляется возможным определять лизинг как комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное владение и пользование за определённую плату.

Возникновение и развитие лизинга

Принято считать, что все экономико-правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен.

Действительно, идея лизинга далеко не нова, хотя термина “лизинг” (lease) как такового еще не было. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384 / 383 – 322 г. г. до н. э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в “Риторике”: “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”. Иными словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое-либо имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате этого получать доход.

Арендные (лизинговые) сделки были известны и во времена, много предшествовавшие IV веку до н. э., то есть годам, когда жил Аристотель. Они заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом.

Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775 – 1750 годами до н. э. Группа статей, касающихся собственности, – самая большая в судебнике Хаммурапи. Статьи обстоятельно и скурпулезно рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества.

Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным и порой единственно возможным способом приобретения оборудования, земли и домашнего скота.

Древние финикийцы, прослывшие отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования.

Римскому праву также был известен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном, так и в вещном праве. Император Юстиниан I (483 – 565 г. г.), осуществивший кодификацию римского права, отразил лизинговые отношения в известных Институциях.

Лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных типов собственности. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.

Первое документальное упоминание о практически проведенной лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.

В средневековье арендная деятельность была несколько ограничена. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади. Однако время от времени происходили события, порождавшие уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году была зарегистрирована лизинговая сделка, в соответствии с которой рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал доспехи для участия в Седьмом Крестовом походе. Затем он выплачивал за них арендную плату, которая в конечном итоге значительно превысила первоначальную стоимость амуниции.

В 1572 году в Великобритании был принят законодательный акт, разрешающий использовать только действительный, а не мнимый лизинг, то есть законными признавались арендные договоры, подписываемые на разумных основаниях, так как к тому времени участились сделки, имеющие целью сокрытие истинного положения вещей – кто собственник, кто владелец. Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.

Таким образом, оригинальная идея разделения владения и собственности и возможности извлекать выгоду из владения известна праву с древнейших времен.

В начале XX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.

В США также обозначился спрос на финансирование аренды различных видов техники и оборудования. Первый зарегистрированный арендный договор персональной собственности появился в США в начале XVIII века, когда члены гильдии получили по нему в аренду лошадей, фургоны и коляски. В дальнейшем рост лизинговой активности определялся, как и в Великобритании, развитием железнодорожного транспорта.

Развитие экономических отношений предопределило заинтересованность производителей техники и оборудования в получении необходимого финансирования изготовления своей продукции. Это обстоятельство, в свою очередь, вызвало в США в начале XX века волну нового вида кредитования – кредита, выплачиваемого по частям. Изготовители и продавцы считали, что они смогут продать больше, если наряду с необходимым оборудованием предложат более привлекательный для клиента план – график выплат. Отсюда берет начало практика лизингового финансирования, обеспечиваемого продавцами – данный вид лизинговых отношений остается до настоящего времени важнейшим инструментом поставок по лизингу.

Первое известное употребление термина “лизинг” (об этом пишет австрийский исследователь В. Хойер в своей книге “Как делать бизнес в Европе”) относится к 1877 году, когда телефонная компания “Белл” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Во время второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost – plus contracts).

Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам.

В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако «законным отцом» автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк – торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.

В России с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 – 1945 годах по land – lease осуществлялись поставки американской техники.

Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания “United States Leasing Corporation”. Основал компанию Генри Шонфельд.

Первоначально он создал компанию для одной конкретной лизинговой сделки, но затем понял, что лизинговой бизнес может стать очень перспективным, и в результате на свет появилась “United States Leasing Corporation”. Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.

1982 год стал знаменательным для лизинга авиационной техники. В этот год корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с Боингом-727. Предложенная Дугласом концепция была названа “fly before buy” (“летать, прежде чем покупать»).

Оперативный лизинг

Оперативный лизинг – это договор лизинга, в результате заключения которого лизингополучатель по своему заказу получает в платное пользование от лизингодателя объект лизинга на срок, меньший срока, за который амортизируется 90 процентов стоимости объекта лизинга, определенной в день заключения договора (согласно закону Украины о лизинге).

Обратный лизинг

Обратный лизинг – хозяйственная операция физического или юридического лица, которое предусматривает продажу основных фондов финансовой организации с одновременным обратным получением данных основных фондов данным физическим или юридическим лицом в оперативный или финансовый лизинг.

Сравнение

Экономическое содержание является тем отличием, которое существует между финансовым и оперативным лизингом. Если оперативный лизинг предусматривает аренду имущества, то финансовый лизинг (в Украине) – приравнивается к продаже.

Особенности и условия лизинга (по сравнению с кредитом)

Лизинг Кредит
Первоначальные затраты Аванс от 30%. В аванс входят все накладные затраты связанные с покупкой и регистрацией предмета лизинга, а именно: пенсионный сбор, страхование, оплата регистрации и т.д. Аванс от 30% + 3% пенсионный сбор + 5% страхование + оплата регистрации + оплата услуг нотариуса + комиссионные за обслуживание и т.п.
Рассрочка на необходимые платежи Бесплатная рассрочка на оплату страховой премии, налога с владельцев ТС и платежей по регистрации ТС на весь срок лизинга Есть
Страхование Осуществляется Лизингодателем на срок действия договора лизинга по тарифам со скидками, которыми пользуется Лизингодатель, как оптовый покупатель у страховщиков-партнеров Осуществляется Клиентом в указанной банком страховой компании по обычным тарифам
Регистрация Всю регистрацию проводит Лизингодатель, в т.ч. в государственных органах (МРЭО, военкомат, гостехнадзор, ГАИ и т.п.) Клиент осуществляет самостоятельно и за свой счет
Администрирование платежей Отсутствие любых платежей, кроме лизинговых. Необходимые платежи:

  • Плата за рассмотрение проекта
  • Комиссия за выдачу кредита и управление счетом
  • Погашение задолженности по кредиту
  • Проценты и комиссии
  • Услуги нотариуса
  • Страховую премию
  • Налог с владельцев ТС
  • Другие платежи

Причем все эти платежи осуществляются на разные счета: кредит – на ссудный счет, проценты – на процентный, комиссии – на комиссионные, страховка, налог и нотариус – на внешние счета.

Налогообложение Налог на прибыль

Лизинговые платежи относятся на расходы периода: При оперативном лизинге: – В полном объеме, что снижает налогооблагаемую прибыль; При финансовом лизинге: – В виде сумм амортизационных отчислений; возможность начисления амортизации методом ускоренного уменьшения остаточной стоимости; – В виде начисленных процентов и комиссий лизингодателю;

Налог на добавленную стоимость

возможность возмещения НДС в том числе для легковых автомобилей при оперативном лизинге – по первому событию, сумма налогового кредита определяется от суммы месячного лизингового платежа при финансовом лизинге – дата получения объекта, сумма налогового кредита определяется от полной стоимости объекта лизинга

Кредит выплачивается из прибыли, остающейся после налогообложения
Количество договоров с Клиентом Один, только договор лизинга Как минимум 3-4: кредитный договор, купли-продажи, нотариальный договор залога, договор страхования, договор оценки имущества.
Нотариальное удостоверение сделки Отсутствует Обязательное удостоверение залога имущества (0,1% стоимости договора + услуги нотариуса)
График погашения задолженности По желанию Клиента: убывающий, возрастающий, равномерный (аннуитет), с учетом сезонности бизнеса Клиента Как правило, спадающими суммами по мере погашения задолженности и уменьшения начисленных процентов
Требования к Клиенту по поводу обслуживания в банке Отсутствуют Как правило, банки выдвигают требования к Клиенту относительно обслуживания в банке, проведения доли оборотов по счету в банке и т.п.
Требования по кредитоспособности и обеспечению Значительно меньше, чем при кредитовании, как к кредитоспособности, так и к гарантийному обеспечению, поскольку Лизингодатель несет меньшие кредитные и юридические риски. Упрощенный перечень документов для рассмотрения проекта. Обычные
Вероятность получения долгосрочного финансирования Высокая, вследствие меньших рисков кредитора и лучшего контроля за целевым использованием кредитных средств Меньше, поскольку кредитор несет большие кредитные и юридические риски, а также риск невозможности взыскания и недостаточности ликвидности обеспечения
Гарантии и залога Не нужно предоставлять дополнительные гарантии и залоги, поскольку обеспечением выступает сам предмет лизинга Нужно предоставлять дополнительные гарантии и залоги
Кто несет “риски собственности” Лизингодатель. Поскольку он является распорядителем предмета лизинга в течение действия договора, поэтому на предмет лизинга не может накладываться арест, и он не подлежит конфискации Клиент. Независимо от обеспечения залогом, на имущество Клиента может быть наложено взыскание и налоговый залог
Механизм передачи имущества в собственность При финансовом лизинге:

простой переход права собственности после уплаты всех лизинговых платежей по акту приема-передачи.

При оперативном лизинге:

право собственности переходит после уплаты выкупной стоимости имущества конце договора лизинга на основании форвардного контракта.

После полного погашения кредита необходимо разрешение банка на прекращение залога и удаление нотариусом записи о залоге в реестре залогов движимого имущества
Льготы Возможность получения дополнительных скидок от поставщиков-партнеров Лизингодателя, страховых компаний В зависимости от политики банка
Дополнительные преимущества Возможность замены ПЛ в конце срока действия договора лизинга или в течение действия договора лизинга Есть